Понедельник, 29.04.2024, 18:06
Animanka

 

Меню сайта
Разделы новостей
Новости [8]
Косплей [3]
Манга [5]
Отаку [1]
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Вы учавствовали в косплей фестивалях?
Всего ответов: 19
Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » Страсть японцев
Страсть японцев
10:50

Такая характеристика японца, как романтичный, вдумчивый индивидуалист, сентиментальный или страстный может показаться странной. Большинство людей с Запада видят Японию как холодную, копошащуюся как муравейник, охваченную бюрократией страну. Студенты представляются как рабы, угнетаемые системой, их забивают в рамки, как гвозди в пол, пока воображение и индивидуальность не вылетят из молодых умов или пока они не покончат с жизнью. Роль отталкивания сыграла и Вторая Мировая, после которой Японец представляется как самурай-камикадзе, фанатик, не страшащийся смерти. Японская культура кажется со стороны задавленной под пластами вежливости и формальности. Вот вопрос, может ли Япония производить что-нибудь свое?

Манга, аниме и видеоигры (Sony Playstation, Nintendo) являются частью культуры. Большая часть «ограниченной» манги и аниме, просачивающейся в Америку, не спасает положение, а лишь помогает бессердечному и плоскому образу Японии затмевать истину. Львиная доля аниме в США, подобно сapcom-овской Street Fighter, состоит из насилия и секса. Стереотипы вполне не незаслуженны, и те, кто обвиняют Японию в торговых войнах, расизме или сексизме имеют основания для своих претензий. Японцы, к несчастью, редко открывают истинные стороны своей души, и мы видим лишь другой, доступный к просмотру, осадок.

Другим путем для изучения Японской души можно назвать наблюдение за личным временем японцев и работами, создаваемым для сородичей. Романтика в Японии — не ново или необычно. В 10-м веке, Леди Мурасаки написала первый в мире полный роман Tale of Genji («История Гендзи»), богатый чувств и красок. Во времена феодализма искусство, образующее фон, состояло из фольклора, источниками которого были буддизм, синтоизм и рассказы Таосиста о фантастических призраках, творениях, духах, богах и чудовищах. Сегодня творения писателей, таких как Куросава, вдохновляют на создание фильмов и проектов, таких как Magnificent Seven («Великолепная семерка») и Star Wars («Звездные Воины»).

Почему мы смотрим аниме? Причина одна — его популярность в Японии и в других странах. Природа аниме включает в себя искусство, прозу, кинематографию, литературные методы и музыку. Персонажи погружены в фантастические миры, не имеющие отношения к реальности. Простые картинки, в отличие от сложного традиционного искусства, позволяют вкладывать свои идеалы в персонажей. Изучая их, можно много узнать об авторе и его жизни, а через него и о жизни остальных. Однако для такого изучения вовсе не подходят те проекты, что доходят до нашего рынка, в них вычеркнута богатая духовная роль аниме, основанная на литературе и истории. В этих работах все зарыто намного глубже, на поверхности оставлен дурацкий юмор, секс и насилие. Под этой пленкой невидимый и удивительный, скрытый от всех мир.

Final Fantasy III

В Final Fantasy III (вышедшей в Японии как видеоигра под названием Final Fantasy IV) каждый персонаж имеет свою музыкальную тему и один даже должен пропеть ее в опере. Большинство мелодий депрессивные, изображающие персонажа часто трагичным, угнетенным. В пустынях снежных и жарких музыка загадочная и одинокая, в суете городов — сильна и проста. После победы музыка торжественна и победоносна, в моменты тишины — печальна. Визуально мы воспринимаем персонажей Final Fantasy III в горе, радости и т. д. Пейзаж осязаем: город воров темен, дождлив и стар; вражеский замок, смонтированный из камня и стали, строг и бесцветен; древние руины великолепны и причудливы со всеми их статуями и проходами. Некоторые моменты особенно впечатляют, когда персонаж мечется в море в одиноком отчаянии. В этом мире фантазии магия и технология перемешаны, а меч все еще считается эффектным оружием. Мифические чудовища населяют этот мир, и спрятанные сокровища вполне норма. Банда отчаянных идет по миру вместе, чтобы остановить злую империю и в конце победить мощного безумца. Трагедия идет по пятам за их жизнями. Один страдает от загадочного прошлого, другой не может простить себе, что не смог спасти свою подругу от смерти, третий потерял всю свою семью в войне. Персонажи идут вперед сквозь горе, гнев и неопределенность, побеждая свои страхи. Они учатся работать друг с другом. К концу игры они не только уничтожают зло, но и достигают правды в самих себе. Слово «игра» является неверным термином для этого шедевра, ведь оно подразумевает аркады, симуляторы и прочую труху, не включающую в себя такого поиска истины, как это происходит с персонажами в Final Fantasy III.

Fushigi Yuugi

Fushigi Yuugi — другой пример романтизма. Главная героиня Miaka является простой школьницей, которая путешествует в мир древнего Китая через загадочную книгу. Она презирает свою жизнь в реальном мире, где она завязла в «Экзаменационном Аде» со своими оценками. Древний Китай полон очарования: красивые люди в богатой одежде, грандиозная магия, странные чудовища и увлекательные легенды. Страшные силы борются за власть. С помощью смерти, которая не жалеет даже могущественных друзей, Miaka понимает что истинно важно — защищать друзей, упорно двигаться к цели. Смерти друзей не должны остановить ее миссию, их смерти не должны быть бесполезными. Даже когда это причиняет боль, она должна остаться.

Galaxy Express 999

Несколько авторов фокусировались на этом космическо-драматическом романе, один из них — Leiji Matsumoto (Лейдзи Матсумото). Galaxy Express 999 породил телесериал и две полнометражки, представляя Tetsuro, молодого земного мальчика, вдруг попавшего в рискованный мир научной фантастики. Загадочный и красивый Maetel предлагает ему присоединиться к экипажу легендарного Galaxy Express 999 в путешествии на далекую планету, где они получат вечную жизнь через механические тела. Он охотно соглашается, желая стать бессмертным. Космический поезд смоделирован в виде старинного паровоза, однако в окне пролетают не столбы и деревья, а планеты и космос. Люди, встречающиеся Tetsuro, представляют собой огромный диапазон от друзей до предателей. Каждая остановка поезда — это новый рассказ о мелочности, малодушии, жадности и отчаянии, борьбе со своими слабостями, величии молодости, у которой есть силы мечтать. Мечты теряются, находятся и осуществляются. В итоге Tetsuro понимает, что бессмертие, это не то, что ему необходимо. Ему нужно мечтать и стремиться к идеалу. Что выделяет Galaxy Express 999, Fushigi Yuugi и Final Fantasy III среди других аниме? Они распространяют магический, фантастический мир, эпический рассказ, внутреннюю борьбу и страсть, трагедию и жизнь. Эти работы не единственные. Но где же еще есть романтика?

Музыка


Не вся аниме-музыка романтическая. Некоторые песни — отчетливо страстные, загадочные и депрессивные. Оригинал
1981-го года на Gundam TV выделяет горящее возмущение законности и великолепия пространства. Музыка в аниме Matsumoto устанавливает другие темы: отчаянные поиски, течение столетий, необозримость пространства, потерянные мечты человечества. Даже комедия Ranma, полная перехода мрачных моментов в смехотворные фиаско, имеет песни о ценности как счастливой, так и печальной памяти идущего под холодным дождем. Музыка соединяет личные чувства сердца, независимо от того, в горячей схватке или мягкой ностальгии, в широкую, более глубокую действительность, подобно безграничному космосу или мимолетному бегу времени.

Картинки

Первое место в аниме занимает все же графика. Некоторые художники достигают сильных трагических моментов с помощью одного-единственного изображения. Например, вечно юный Locke (из Chojin Locke), пристально смотрит в ночное небо, полное блестящих звезд, в чуждой ему стране. Молодой путешественник Tetsuro (Galaxy Express 999) видит загадочные планеты, которые пролетают в окне поезда. Oscar, женщина-воин, (Rose of Versailles) верхом на лошади и с поднятой саблей приказывает своим мужчинам двигаться вперед во время действия Французской Революции. Военоначальница Sarasa (Basara) после всемирной катастрофы, стоит в россыпи вишневых листиков, окруживших ее, и плачет о друзьях, погибших из-за ее небрежности. Cyborg Gally (Gunnm) парочка сидит на высокой дымовой трубе над лабиринтом ночного города и обсуждает несовместимость технологии и жизни. Древний, гордый замок медленно открывается в разрыве облаков в Laputa: Castle in the Sky. Начальная информация отделена от читателя пропастью времени и пространства, и пока что-нибудь станет понятным, картинки захватывают, показывая в одном взгляде одиночество, великолепие, историю, будущее и даже перемещение вечности, ее смешение и глубину.

Сцена

Как и значительное количество европейской романтической литературы подобной Frankenstein, аниме также ударилось в пучину фантастики. В частности, это коснулось той части аниме, которая транслировалась на территории США, подобно Ultraman, Robotech, Battle of the Planets, Voltron, Captain Harlock. Именно японская манга и аниме затрагивают более жизненные темы, подобно бейсболу, студенческой жизни, борьбе с огнем, врачеванию или готовке. Однако сверхъестественные силы коснулись и этой ниши, так, например в Kimagure Orange Road, поначалу кажущейся обычной мальчишечьей «мыльной оперой», происходящей в современной Японии, все преобразуется обладанием главным героем психической силы. И наоборот, Daigo, нормальный пожарник (Megumi No Daigo) который с помощью своего шестого чувства находит людей в самых опасных местах. Кроме того, существует множество комбинаций нормального и повседневного с фантастическим и нереальным. Но первое место занимает все же тема повседневного.

Персонажи

Основой любого аниме являются герои. Все же Запад может видеть Восток как подавление индивидуальности и личности, однако эмоции и переживание являются основными темами в аниме. Чувства персонажей, даже если не являются центральными, освещают действие и придают значения событиям. Final Fantasy III несколько отличается от своих собратьев, в которых главную роль отводят все же индивидуальной борьбе. Манга о «нормальных» людях превращается в драму. Молодой игрок через борьбу в бейсболе доказывает самому себе и создает команду, накладывая на себя определенные обязательства (Major). Молодой игрок в гольф через чистую любовь к спорту переносит жизни друзей и врагов на зеленые поля (Dan Doh!!). Девушка, учащаяся средней школы, помогает своему другу вспомнить о его мечте, стать боксером (Rokudenashi Blues). Мысли персонажей, их действия, выражения лиц, то радостных, то печальных, их падения и триумфы увеличены линзой манга-искусства. Много персонажей ведут необычную жизнь «одиночки», оставив в прошлом знания, шрамы и боль. От Osamu Tezuka’s Tetsuwan Atom (Astro Boy) 1960-х до Masamune Shirow's Ghost in the Shell современности тема «новичок на неизвестной земле, благословленной или проклятой» остается одной из самых популярнейших в аниме.

Многие персонажи ведут скрытую борьбу, ничем не отличаясь от остальных нормальных людей. Например, студенты Yuusuke (Yuu Yuu Hakusho) и Ushio (Ushio To Tora) отражают нападение демонов, спасая от опасности своих школьных товарищей и при этом оставаясь в тени. Более глубокая борьба происходит в душе хирурга Black Jack (Black Jack), бессердечный снаружи, он тянется к проявлению чувств. Японцы, кажется, помешаны на проблеме бессмертия, однако бессмертные персонажи с течением времени понимают, что годы приносят боль, а не то, что казалось такой светлой мечтой поначалу. Девушка-демон из Souko (Ao no Fu-in) и 3-eyed Pai (3×3 Eyes) мечтают о нормальной человеческой жизни. Вечно 13-летний Miyu (Vampire Princess Miyu) тихо, в тайне от всех плачет о старой жизни человека. Могучий, вечно молодой Locke неохотно идет по времени, втянутый в галактический конфликт, мечтая об обыкновенной жизни фермера. Персонажи Leiji Matsumoto, такие как Maetel (Galaxy Express 999) приходят к пониманию бессмысленности бессмертия, признавая, что лучше полная ярких моментов короткая жизнь, чем тянущаяся сквозь века скука.

Совершая подвиги, стараясь понять, изменить что-то, оберегая других людей, все персонажи живут для того, что бы понять, зачем они здесь и что они должны сделать. В Chojin Locke, Locke спрашивает женщину-псионика: «Почему бы тебе не жить как человек? Или ты будешь жить как игрушка?». В Dragon Quest, молодой воин Dai оставляет своих друзей, чтобы разобраться в своей силе, ссылаясь на то, что «люди не хотят дружить со мной, если видят, что я не человек, поэтому я хочу найти истину. Я не хочу чтобы вы ненавидели меня, когда я найду». В Rose of Versailles, Oscar, женщина равная любому мужчине, страдает от своей тайной любви к Axel и произносит в удивлении — «Неужели все люди так же прячут свои чувства и желания, свою любовь?». В Vampire Princess Miyu бессмертная героиня требует назад свою смертную жизнь. Когда она отправляет противника в последний путь, она приговаривает «У меня нет мира, где я могу отдохнуть. Я удивляюсь, кто из нас страдает больше?» Для бессмертных персонажей нет отдыха, только вечный поиск утешения. Проклятие бессмертия однако, остается целью для многих, не постигших его. Борьба жизни важна, независимо от того, большая она или нет. Просто то, что мы представляем себе, не всегда совпадает с тем, что мы получаем. Приключения в аниме вместе с экзотическими пейзажами, возбуждающими борьбу и страсти предназначены для того, что бы было весело читать, смотреть или играть. Это коммерция и это жизнь. Однако аниме является ниточкой для побега. Только вот побега от или кого или чего? Возможно молодой японец находит отдых в фантастическом мире, убегая от бремени соответствия, учебы, светской жизни.

Борьба, индивидуальность, работа в команде: взаимозависимость
Борьба нелегка и путь не всегда ясен. Сердце может дрогнуть от неудач, а триумфы сменяться разочарованиями. Борьба пирата Captain Harlock? a (Captain Harlock) за сохранение Земли натыкается на недоверие и враждебное отношение со стороны окружающих. Теннисистка старшей школы Love (Love) снова и снова проигрывает своим оппонентам мужчинам. Кажется, вечная борьба Locke за мир постоянно встречается с бессмысленными войнами и геноцидом. Финалом игры Lufia является смерть главных героев. Обстоятельства жестоки, победы приходят не просто так, за каждую следующую ступеньку приходится платить. Герои спотыкаются в отчаянии, гневе и апатии, иногда это доводит их до смерти. Но они борются. Часто персонажи должны завоевать свое право находиться в этом мире. Эта постоянная, страстная, бесконечная борьба индивидуальности персонажей и является основой рассказов, борьба не только держит аудиторию заинтригованной, но и является основой для сюжета. Никогда не останавливаться, несмотря ни на что… вот он принцип.

Персонажи аниме — это не винтики в механизме. Они живут, у них случаются трагедии, триумфы и радости, падения и отчаяние. Они ведут свою, индивидуальную борьбу, в процессе которой окружающие и они сами переосмысливают себя и свои причины. «Работа в группе» является настолько частой, что оборачивается своеобразной пропагандой гармоничного общества. Сейчас Япония сосредоточена в групповой работе и аниме является отличным представлением ее результатов — дружбы, любви, взаимоотношений, удобства достижения общей цели. Даже трагическая борьба одиночки намного эффективнее, если рядом есть друзья. Это его сила и спасение. Fushigi Yuugi, Ushio To Tora, Major, DragonQuest, Ruroni Kenshin поддерживают эту идею. Реальная команда является группой персонажей, объединенных любовью и общей целью. В группе персонажи дополняют друг друга. Здесь общение правит над жестокостью, работа в команде над эгоистичностью, истина над мимолетной ложью. И в конце любовь осилит ненависть, и свет рассеет тьму.

Нечто большее…

Иногда герой бросает взгляд на то, что окружает его. В Fushigi Yuugi героиня Miaka, молодая беспокойная студентка, ничем не отличающаяся от среднестатистического читателя, попадает в мир фантазии через волшебную книгу. В конце, она должна вернуться к своей обычной жизни, которую она возненавидела, ведь ей придется оставить всех своих друзей и свою любовь. Но она находит в себе силы осознать, что она может жить и в реальности. Есть отличная подсказка: «Верь в себя, люби других, знай, что ты сам любим». Другими словами, надо никогда не переставать мечтать, ведь даже в реальной жизни, полной боли, есть свои богатства и чудеса. Тщательно спрятанный элемент аниме — это надежда, вера, что когда-нибудь, где-нибудь осуществятся мечты, и радость затмит боль, и вечная любовь победит смерть. Существование чуда имеет смысл только тогда, когда его ищут. Этот процесс проходит через границы времени и пространства, через загадочные миры, эпические истории, и герои идут по этой дороге, сквозь радость и боль, неся с собой опыт и чувства, и… надежду. «Будущее будет славным, надо только быть упорным» — это сообщение повторяется от манги к манге, от фильма к фильму, от игры к игре, вселяя уверенность в сердца людей. Сколько находят утешение в этом пути и силы, что бы пережить свои маленькие и большие страдания, возможно даже побеждая их, с надеждой на лучшее? Это сообщение стало уже намного большим, чем простое значение слова «романтизм». Это — маленькие секреты японской души, такой незаметной для западного человека, но которой можно посочувствовать. В сердцах рабочего, секретарши, корпоративного начальника, студентки средней школы, заваленной учебой, есть эта тоска по чуду, по фантазии и красоте. Конечно, как и все на планете, японец часто забывает эти секреты. Последствия еще более добавляют отрицательных величин к устоявшимся стереотипам. Видимо, это очень сложно — поддерживать эти идеи в нашем мире, видимо они слишком легко забываются. Но аниме и манга помогают вспомнить их.

Категория: Манга | Просмотров: 405 | Добавил: animanka | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]