В 1815 году слово «манга было изобретено известным художником Хокусаем.
Он использовал два китайских иероглифа — «ман» («неряшливый») и «га»
(«картинка») чтобы описать свои забавные рисунки. За тысячу лет
до Хокусая в Японии уже были мангаподобные рисунки. Если манга —
«искусство, имеющее предшественников», как полагает Уилл Эйснер,
первыми его образцами могут считаться японские средневековые свитки,
на которых картики перемежались с текстом. Ранние свитки (вроде того
свитка 12 века, что на картинке слева, или того 13 века, что
на картинке внизу) были только для элиты, но более поздние уже пошли
в массы. В конце18 века пульсирующая потребительская культура в среднем классе
городского населения произвела на свет мангаподобное развлечение для
широкого населения. Отпечатанные на деревянных дощечках истории
с повествованием, диалогами и картинками вскоре стерли грань между
текстом и картинками. Как и манга, они могли изображать юмор, драму,
фантазию, даже порнографию. В связи с тем, что в конце 19 века в Японию
агрессивно вторгались западные культура и технология, эта «манга» была
вымещена неким гибридом японских и западных сатирических публикаций.
В первой половине 20 века японские и американские комиксы были примерно
схожи по стилю и популярности, пока японские не рацвели буйным цветом,
а американские не завяли. Один художник несет ответственность
за всю современную индустрию манги — Тезука Осаму, «Бог манги». «Mighty
Atom» («Могучий Атом») — его самое знаменитое творение, известное
на весь мир; в 1960 году в США прошел показ анимационной версии под
названием «Astro-boy» («Звездный мальчик»). В автобиографии Тезука
рассказывает, чем его манга отличается от работ предшественников. «Большинство манги было нарисовано в двухмерной проекции, как пьеса
на сцене. Актеры выходят слева и справа и играют по центру. Я понял,
что нет способа произвести психологическое впечатление этим способом,
и я стал пробовать „киношные" приемы из германских и французских
фильмов моих студенческих лет. Я манипулировал с крупными планами
и различными углами зрения и старался использовать много картинок или
даже несколько страниц, чтобы верно поймать динамику движений
и выражения лиц, которые прежде ограничивались одной панелью
(„панель" — одна картинка в комиксе — прим.пер.) Мои работы в конце
концов стали превышать 1000 страниц. Потенциал манги — это больше чем
просто юмор; используя тематику слез, горя, злобы и ненависти,
я создавал истории, которые не всегда имели счастливую концовку…»
После создания 4-панельной манги для газет Тезука в 1947 году
дебютировал с книгой комиксов New Treasure Island («Новый Остров
Сокровищ»), историей, опубликованной как akanon («красная книжка»),
дешевой книжкой комиксов, прозванной так за кричаще-яркие красные
чернила на обложке. Akahon был маленькой нишей скромных развлечений для
детей, труднодоступной в условиях ужасающей бедности послевоенной
Японии. New Treasure Island резко перевернул всю мангу, когда был продан
тиражом 400.000 экземпляров. Тезука перебрался в убогий многоквартирный
дом в Токио, чтобы быть поближе к издателям, и быстро подготовил
нескольких многообещающих начинающих манга-художников, некоторые
из которых даже переехали в этот же самый дом. Инновации Тезуки
преобразовали весь рынок манги: дети не переставали читать его мангу,
даже когда шли в среднюю школу. Или даже в высшую. Или даже в колледж.
Мальчишечья манга
Удивительно четкая линия разделяет поколение до манги
и манга-поколение. Кто родился до 1950 года, переставали читать мангу,
едва только шли в школу, а те, кто после, нет. Почему именно 1950?
Именно тогда Тезука превратил мангу из простого детского развлечения
в усложненное явление, с которым было трудно расстаться, взрослея.
В 1954, когда началось телевещание, существовало только 866 телевизоров
во всей Японии. Уже к 1959 их стало 2 миллиона. Телевидение
способствовало резкому экономическому всплеску в Японии. Начали
развиваться другие СМИ. В 1956 начался бум еженедельных журналов.
В 1959 были запущены первые детские еженедельники. Сначала они включали
в себя не более 40% манги в среднем на номер, остальное место уделяя
под образовательные материалы для детей и их родителей. Тираж был мал,
около 200.000 экз. Вскоре, однако, издатели заметили, что спрос растет
пропорционально количеству публикуемой манги. Образовательный элемент,
к ужасу родителей и преподавателей, исчез.
В Японии нападок правительства на комиксовую индустрию, в отличие
от США, не было, так что продажи продолжали расти. Приключенческие
и фантастические истории в стиле Тезуки преобладали в shounen
(мальчишечьих) журналах, но их читатели неуклонно взрослели. Тинейджеры
и студенты обратили свои взоры на другие, арендные магазины, где лежала
сложная, серьезная манга (gekiga — «театральные картины»), начавшая
свое развитие с конца 50х годов. Часто мрачная, печальная
и даже жестокая, так называемая арендная манга была сосредоточена
на изображении реалистичной жизни. Преобладал черный юмор; здесь
не было дешевых слюней, как в «манге историй», у которой самую младшую
аудиторию составляли ученики начальной школы. Многие известные
художники работали над gekiga-мангой , включая Санпея Ширато и Такао
Саито, известных по The Legend of Kamui и Golgo 13. В конце 60-х
популярность серьезной манги упала; seinen (’молодежная’) манга ударила
по рынку. Некоторые художники перешли на shounen (’мальчишечью’) мангу,
но многие работали над seinen-журналами, которые вскоре поглотили
shounen-мангу. Shounen-журналы ответили на угрозу объединением
со сдавшей позиции gekiga-мангой. Seinen-журналы вернулись к «манге
историй», чтобы привлечь покупателей. В битве за старых лидеров,
лидирующая shounen-манга стала терять самых младших мальчиков, своих
традиционных читателей. Тираж упал. Shueisha’s Jump, неудачник,
основанный в 1968, оставался верный детям дошкольного возраста и набрал
популярность в 1970-е. Их самый главный недостаток — невозможность
привлечь профессиональных художников — вскоре стал главным
преимуществом. В то время как старые издания бились за право обладания
старыми художниками, Jump учил новичком удовлетворять потребности
молодого читателя. Jump продолжал печатать популярные долгоиграющие
сериалы, такие как Dragonball художника Акиры Ториямы и более новый
Slam Dunk Такехико Иноэ. В 1980 тираж Jump вырос до 3 миллионов,
в 1985 — 4 миллионов; в 1988 — 5 миллионов; в 1994 — 6.2 миллиона, вот
так помаленьку он стал самым продаваемым в Японии журналом манги.
Остальные журналы в 1994 держали тираж в 3.74 — 1.27 миллионов.
Часть 3: Девчоночья манга
Как shounen-манга, shoujo (’девчоночья’) манга расцвела в десятилетие
после 1945. Журналы для девочек начальных классов имели простые
и сатиричные формы, как в газетах США до 1954, когда Тезука только начинал,
более сложные истории с приключениями, драмой, фэнтэзи, трагедией,
юмором и романом в Ribon no kishi (’Рыцарь Ленточки’). В 1950 и начале
60-х, shounen и shoujo -мангу рисовали мужчина. В ней преобладали
отношения мама-дочка. Истории мальчик-встретил-девочку были редки,
из-за возраста читательниц. Shoujo-манга перешла на еженедельную форму
выхода в 1963.
Издатели нуждались в художниках, они искали женщин. В период
1967-69 тоненькая струйка новых художников-женщин выросла в бурный
поток, сконцентрировавшись в основном в пресловутых «cорокадевятницах»,
родившихся 1949: Мотто Хаджио («They Were Eleven» и «A, A»), Юмико
Ошима, Кейко Такемия («Toward the Terra»), Рийо Икеда («Rose
of Versailles» на картинке слева), и Риоко Ямагиши.Они отбросили
ограничения традиционной Rose of Versailles shoujo-манги,
экспериментировали с новыми темами, историями и приемами, стремясь
привлечь более взрослую аудиторию. Они работали с отношениями полов,
сексуальностью, научной фантастикой, наиболее важными принципами
человеческого бытия. Интересно, что еженедельные shouojo не прижились:
художники чувствовали, что еженедельники заставляют их работать очень
поверхностно. Еженедельники стали вскоре ежедвухнедельниками, а потом
и ежемесячниками. Так же как и мужчины, женщины, родившиеся после
1950, читали мангу как взрослые. С конца 70-х shoujo-манга стала
неоднородной. Фантастика, фэнтэзи и гомосексуальные романы отличались
от основного потока более сложных гетеросексуальных романтических
комедий, которые теперь меньше сдерживали себя в табу. В ранних 1980х
они были в основном нацелены на домохозяек, а вот молодые женщины
не покупали т.н. «новые комиксы для леди». Они читали shoujo-мангу еще
с высшей школы. Наконец в конце 90-х манга для взрослых женщин
разделилась: «художественные» публикации, такие как прогрессивный «Feel
Young», консервативный лидер продаж YOU, новичок «Chorus», и чисто
порнографический «Comic Amour».
Даже сегодня американцы читают комиксы в поездах, а в Японии комиксы читают везде и все.
|